Ни для кого <nobr>не секрет,</nobr> что научная <nobr>и культурная</nobr> элита формируется столетиями <nobr>и является</nobr>отчасти самовоспроизводящейся системой. Можно сколько угодно негодовать по поводу идей<nobr>Ф. Гальтона</nobr> <nobr>о наследственности</nobr> таланта, но, как минимум, 50% истины <nobr>в них</nobr> есть. Чтобы<nobr>с водой</nobr> <nobr>не выплеснуть</nobr> <nobr>и ребёнка,</nobr> <nobr>не будем</nobr> апеллировать <nobr>к евгенике</nobr> и <nobr>её применению</nobr><nobr>в фашистской</nobr> Германии, остановимся только <nobr>на одной</nobr> идее. <nobr>В частности,</nobr> <nobr>о том,</nobr> что интеллектуальные <nobr>и психические</nobr> свойства наследуются, <nobr>так же</nobr> как <nobr>и физические.</nobr> <nobr>К этому</nobr>фактору <nobr>следовало бы</nobr> добавить идею наших соотечественников Блонского <nobr>и Рубинштейна</nobr><nobr>о специфически</nobr> социальном наследовании. Некоторые учёные последовательно отрицают эту закономерность, <nobr>но даже</nobr> далёкие <nobr>от академической</nobr> науки люди давно усвоили: «От березки<nobr>и осинки</nobr> <nobr>не родятся</nobr> апельсинки!».
Благодаря революциям, стотысячным ленинским пароходам <nobr>с лучшими</nobr> представителями российской науки <nobr>и культуры</nobr> (которые Запад воспринял <nobr>с ужасом</nobr> <nobr>и благодарностью),</nobr> <nobr>а также</nobr>сталинским репрессиям <nobr>в отношении</nobr> «бывших» <nobr>мы получили</nobr> малоприятный для нашего отечества эффект пролетаризации всей науки <nobr>и культуры,</nobr> который начал постепенно преодолеваться только <nobr>в последние</nobr> десятилетия советского периода. <nobr>Но затем</nobr> этот процесс оттока интеллектуалов продолжился <nobr>в период</nobr> хрущевской оттепели, горбачевской политики открытых дверей <nobr>(в том</nobr> числе для представителей совершенно секретных ведомств)<nobr>и дополнился</nobr> «гуманитарной» миссией Сороса, которые вывез <nobr>из страны</nobr> сотни потенциально талантливых детей.
Вместе <nobr>с тем,</nobr> психологические исследования, которые проводились <nobr>во всех</nobr> европейских странах <nobr>и США</nobr> <nobr>в период</nobr> моды <nobr>на тестовые</nobr> испытания (1920-1960) <nobr>и лонгитюдные</nobr> наблюдения психологов показали, что:
дети <nobr>с ранним</nobr> умственным подъемом <nobr>на протяжении</nobr> всей жизни обгоняют сверстников<nobr>в развитии</nobr> <nobr>и демонстрируют</nobr> более значимые успехи и <nobr>в профессии,</nobr> и <nobr>в социальных</nobr>достижениях;
ряд проявлений талантливости (математической, художественной, музыкальной <nobr>и т.д.)</nobr> имеют свои периоды манифестации, <nobr>и если</nobr> эти проявления <nobr>не были</nobr> своевременно замечены<nobr>и развиты,</nobr> они могут утратиться после периода манифестации – утратиться навсегда;
талантливые дети, помещённые <nobr>в обычную</nobr> образовательную среду, очень быстро усредняются<nobr>и как</nobr> таланты – также утрачиваются навсегда;
для реализации задатков ребёнка, превосходящих аналогичные показатели <nobr>у его</nobr>сверстников, <nobr>он должен</nobr> иметь аналогичное окружение <nobr>и талантливых</nobr> учителей.
Не менее существенным для реального раскрытия потенциального таланта или гения является свобода <nobr>от бытовых</nobr> <nobr>и материальных</nobr> проблем, высокая психическая выносливость<nobr>и способность</nobr> концентрироваться <nobr>на определенном</nobr> направлении <nobr>в течение</nobr> продолжительного периода времени.
Да, наши тесты <nobr>не совершенны.</nobr> Да, методологически мы <nobr>не сильно</nobr> продвинулись в<nobr>их создании,</nobr> по сравнению <nobr>с началом</nobr> ХХ века, разве что ушли <nobr>от бланков</nobr> <nobr>и предъявляем</nobr> их<nobr>в компьютеризированном</nobr> варианте. <nobr>Но другого</nobr> инструментария <nobr>у нас</nobr> нет. Да, <nobr>их прогноз</nobr>носит вероятностный характер, впрочем, как <nobr>и все</nobr> другие прогнозы (и по поводу погоды, и по поводу экономики <nobr>и т.д.).</nobr>
Идея, что <nobr>из любого</nobr> ребёнка можно вырастить талант – это типичный педагогический волюнтаризм. <nobr>У каждого</nobr> человека есть предел развития, через который никакое образование<nobr>и никакое</nobr> воспитание <nobr>не позволят</nobr> ему переступить. Поэтому чрезвычайно важным является стартовый уровень задатков <nobr>и способностей.</nobr> <nobr>Если ребёнок</nobr> в <nobr>12 лет</nobr> без всякой подготовки бегает <nobr>на уровне</nobr> третьего взрослого разряда, то его стоит готовить <nobr>к Олимпийским</nobr> играм.<nobr>Если другой</nobr> ребёнок решает самые трудные контрольные по физике или по математике за<nobr>10 минут,</nobr> <nobr>в то</nobr> время как остальные одноклассники потеют все <nobr>45 минут,</nobr> значит <nobr>он способен</nobr>решать или в <nobr>4 раза</nobr> больше аналогичных задач, или задачи намного более сложные.
Пока мы <nobr>в определённой</nobr> степени транслируем типично советское отношение <nobr>к талантливым</nobr>людям. <nobr>А люди</nobr> одаренные по отношению <nobr>к обычным</nobr> средним людям стоят <nobr>настолько же</nobr>высоко, насколько люди <nobr>с интеллектуальными</nobr> дефектами стоят ниже последних. Расстояние между талантами <nobr>и гениями,</nobr> которых <nobr>за всю</nobr> историю человечества более <nobr>всего-то</nobr> несколько сотен, ещё больше.
Нужно напомнить ещё одну характерную черту одаренных личностей – это почти всегда яркие индивидуальности, <nobr>не склонные</nobr> <nobr>к конформизму</nobr> <nobr>и сотрудничеству,</nobr> как правило – интуитивно осознающие дистанцию, отделяющую их <nobr>от других</nobr> людей <nobr>и даже</nobr> той широкой группы, которая именуется интеллектуальной элитой конкретного общества или конкретного исторического периода. <nobr>Но именно</nobr> ими делаются эпохальные открытия <nobr>и изобретения,</nobr> создаются новые технологии <nobr>и шедевры</nobr> мирового искусства.
Даже обычный интеллектуал – это <nobr>в некотором</nobr> роде искусственный тип личности, для формирования которого требуется соответствующая семейная <nobr>и образовательная</nobr> среда. Следует согласиться <nobr>с коллегами,</nobr> которые придерживаются иной точки зрения, что коррупционная составляющая при отборе одаренных детей, безусловно, будет присутствовать. Переход «по вертикали» <nobr>из обычной</nobr> среды <nobr>в разряд</nobr> интеллектуалов, а <nobr>из него</nobr> – <nobr>в группу</nobr>талантов <nobr>и гениев,</nobr> безусловно, <nobr>не всем</nobr> под силу, даже при наличии хороших задатков. «Продвижение» по вертикали «связей» идет намного легче, <nobr>и будет</nobr> продолжаться. <nobr>Но есть</nobr>надежда, что это «продвижение» <nobr>не поглотит</nobr> все 100% мест, да и <nobr>не сможет</nobr> проглотить.
По данным, представленным Главным ученым секретарем Президиума РАН академиком<nobr>В.Е. Костюком,</nobr> вклад Росси <nobr>в мировую</nobr> науку в <nobr>2009 году</nobr> составил 2%. <nobr>У США</nobr> этот показатель равен 35%. Напомню, что ещё <nobr>до Второй</nobr> мировой войны конгрессом США было принято специальное постановление <nobr>о том,</nobr> что правительство должно прилагать все усилия для привлечения <nobr>в США</nobr> талантливой молодежи <nobr>и создавать</nobr> все условия для того, чтобы они оставались <nobr>в стране,</nobr> независимо от <nobr>их расы,</nobr> происхождения, вероисповедания <nobr>и т.д.</nobr><nobr>В результате</nobr> <nobr>с помощью</nobr> различных конкурсов <nobr>и тестов</nobr> <nobr>в США</nobr> были приглашены сотни тысяч талантливых школьников <nobr>и студентов.</nobr> Широко распропагандированный принцип «свободы передвижения», как видно по ситуации <nobr>в современной</nobr> Европе, действует далеко <nobr>не для</nobr> всех, да <nobr>и векторы</nobr> этого передвижения для талантов <nobr>и остальных</nobr> групп населения сильно отличаются. <nobr>В результате</nobr> (по данным на 2010) США занимают первое место <nobr>в мире</nobr> по числу нобелевских лауреатов – 276. <nobr>На втором</nobr> месте Великобритания (102), <nobr>на третьем</nobr> – Германия (77). <nobr>За всю</nobr> историю этой самой престижной премии мира <nobr>её получил</nobr> лишь <nobr>21 наш</nobr>соотечественник. Думаю, что <nobr>не последнюю</nobr> роль здесь сыграло типично российское пренебрежительное отношение <nobr>к интеллектуалам,</nobr> уже упомянутый педагогический волюнтаризм <nobr>и примитивная</nobr> уверенность, что Россия обладает неиссякаемым запасом талантов. <nobr>В любой</nobr> популяции потенциально талантливых людей <nobr>не более</nobr> 3-5%, <nobr>а гениальных</nobr> – мене 1%. <nobr>Но именно</nobr> они составляют золотой фонд любой нации. <nobr>Их нужно</nobr> находить, и<nobr>не только</nobr> <nobr>с помощью</nobr> тестов, <nobr>и создавать</nobr> особые условия для максимального раскрытия<nobr>их потенциала</nobr> <nobr>и возможностей.</nobr> <nobr>В этом</nobr> заинтересованы все мы – обычные люди.
Решетников Михаил Михайлович
доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ректор, Восточно-Европейский Институт Психоанализа (ВЕИП)