Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Дата: 15 сентября 2016 в 17:17
421 просмотр

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

 

Сегодня Беларусь является островком мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу на обеспечение законности и правопорядка, непреклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.

На фоне охвативших многие благополучные страны мира социально-экономических потрясений, политических кризисов, активизации террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению законности и правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.

Справочно:

Законность - точное и неукоснительное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права в стране. Это подразумевает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, общественные образования, каждый гражданин в отдельности должны выполнять требования положений Конституции, законов, декретов и указов, подзаконных нормативных правовых актов.

Правопорядок - состояние общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Другими словами, правопорядок в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах: верховенства закона; равенства всех граждан перед законом; неотвратимости наказания.

Надежной основой законности и правопорядка выступают политическая стабильность, нацеленность всей системы государственного управления на обеспечение порядка, защиту прав граждан.

В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.

Справочно:

Итоги работы силового блока страны за I полугодие 2016 г. были обсуждены 7 июля 2016 г. в ходе встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Засем С.В. Главе государства были доложены основные результаты деятельности силовых ведомств. А.Г.Лукашенко в целом положительно оценил итоги работы силовых структур, которые обеспечили необходимые условия для устойчивого функционирования государственных, общественных институтов, а также обеспечили правопорядок, защиту интересов и прав граждан страны.

Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.

Отражением социальной справедливости в Республике Беларусь является незначительный разрыв между богатыми и бедными частями населения. Это достигается за счет развитой системы социального партнерства, прозрачности управленческой и экономической деятельности, ограничения дифференциации доходов работников госпредприятий.

Справочно.

Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса на глобальную экономику, согласно данным проведенного в III квартале 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь республиканского опроса, большинство белорусов (72% граждан) относят себя к людям со средним достатком.

Функционирование режима законности выдвигает особые требования к системе законодательства.

За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.

Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь приняты и действуют Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Система законодательства поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с вызовами времени и с учетом практики их применения.

Справочно:

В частности, в начале мая 2016 г. вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, что позволяет адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере. В проработке находится законопроект о запрете распространения нацистской идеологии.

24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон). Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.

Справочно:

Законом вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

К настоящему времени разработаны подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы применения антикоррупционного законодательства (выплаты вознаграждений за содействие в выявлении коррупции, обмена информацией между государственными органами).

В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.

В нее входят система судов Республики Беларусь (во главе с Верховным Судом Республики Беларусь), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь), органы внутренних дел (Министерство внутренних дел Республики Беларусь), органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь), Следственный комитет Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере осуществляются также Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.

Справочно:

К примеру, за период с 2015 года по I полугодие 2016 г. органами прокуратуры разрешено 7 315 жалоб по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, из них 6 918 (95%) - по обращениям физических лиц.

В указанный период прокурорами в кассационные сроки проверена законность около 80 тыс. решений судов. Принесено более 4 тыс. кассационных протестов, из которых рассмотрено свыше 3,5 тыс. и удовлетворено более 2 тыс. В порядке надзора прокурорами проверена законность около 13 тыс. судебных постановлений. По результатам изучения дел принесено 415 надзорных протестов, из которых рассмотрено 400, удовлетворено 287.

В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи - Россия и Украина - расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно. Также на 65-м месте находится Казахстан, Молдова - 69-я. Лидерами являются государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Еще в первой десятке значатся Австрия, Германия, Сингапур и Австралия. Замыкают рейтинг Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.

По оценке независимых экспертов, правопорядок и безопасность в Беларуси находятся на 29-м месте в рейтинге, соблюдение закона заняло 34-е, гражданское правосудие - 30-е, борьба с коррупцией - 43-е место.

Справочно:

Данный рейтинг (индекс) представляет собой комбинированный показатель, рассчитанный на основе данных, полученных из экспертных источников и в результате опроса общественного мнения по восьми базовым критериям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, защита основных прав, правопорядок и безопасность, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 5 мая 2016 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим людям страны, «мы гордимся тем, что Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности».

По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, подавляющее большинство граждан страны (82%), оценивая уровень личной безопасности, считают, что ощущают себя в безопасности, находясь на улице, в общественных местах.

 

1.      Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.

После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.

Благодаря слаженным совместным действиям в ходе осуществления оперативно-розыскных и проверочных мероприятий органам внутренних дел республики удалось выстроить действенную систему противодействия незаконной деятельности так называемых «воров в законе» и лидеров уголовно-преступной среды. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует общее руководство криминальным миром.

В нашей стране нет выраженных предпосылок и к осуществлению террористической деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что мы живем в глобальном мире, и сегодня изначально локальные угрозы быстро становятся общими, затрагивающими все государства проблемами, будь то террористическая деятельность преступной организации «Исламское государство» или серия террористических актов в Западной Европе. Аналитики обращают внимание на то, что в силу своего транзитного положения в Беларуси существует определенный риск оседания носителей экстремистской идеологии.

Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие  статистические показатели.

По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений - на 7%, краж - на 7%, а также общего числа потерпевших в стране - на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.

За восемь месяцев текущего года на территории Гродненской области отмечается незначительное увеличение числа регистрируемых во всем субъектам учета преступлений (6 486 против 6 387, или +1,6%). При этом, практически на прошлогоднем уровне осталось количество выявленных преступлений, отнесенных к категориям тяжких и особо тяжких (899 против 927).

Справочно:

Рост преступности отмечен на территориях Октябрьского района             г. Гродно и еще 8 районов области и наиболее существенно в Берестовицком (+71,2%), Кореличском (+35,0%), Сморгонском (+20,7%), Дятловском (+17,2%) и Щучинском (+10,7%) районах.

В остальных регионах области складывающаяся криминогенная обстановка существенных изменений не претерпела, а на территориях Ленинского района г.Гродно, Волковысского, Вороновского, Гродненского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Новогрудского и Островецкого районов, наоборот, просматривается позитивная тенденция к сокращению уровня преступности.

В общей структуре зарегистрированных на территории Гродненской области уголовно-наказуемых деяний, по-прежнему, превалируют кражи, удельный вес которых от общего массива зарегистрированных преступлений составил 36,7%, а их значительная часть совершена из жилищ граждан.

Справочно:

По иным видам преступлений в области произошел рост убийств, умышленного причинения тяжких телесных повреждений, в том числе повлекших смерть потерпевших, вымогательств, мошенничеств, хулиганств, хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, нарушения правил о сделках с драгоценными металлами, уклонения родителей от содержания детей либо возмещения расходов, уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также преступлений, связанных с несоблюдением требований превентивного надзора. На уровне аналогичного периода прошлого года осталось число преступлений об изнасилованиях.

Серьёзную обеспокоенность в области вызывает ситуация с наметившимся ростом числа преступлений, совершенных находящимися в состоянии алкогольного опьянения лицами.

 

Справочно:

Как показали результаты проведенного за первое полугодие текущего года обобщения, в числе основных причин совершения убийств, причинения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть граждан, стали длительное злоупотребление спиртными напитками как лицами, совершившими преступления, так и их жертвами, конфликты, внезапно возникшие на почве совместного распития спиртного, а также семейно-бытовых отношений, которые, как правило, связаны с алкоголизацией одного из членов семьи.

В состоянии алкогольного опьянения на момент совершения преступления находилось 50% погибших и 78,3% обвиняемых. В большинстве случаях убийствам предшествовало совместное распитие спиртных напитков, 62,0% убийств были совершены по месту жительства потерпевших, в половине случаях погибшие и обвиняемые состояли между собой в родственных отношениях.

 По результатам расследования уголовного дела по обвинению по пункту 2 части 2 статьи 139 УК Авиженя А.С., совершившего убийство престарелого Галинского И.П., 1944 года рождения, установлено, что убийство произошло по месту жительства Авиженя А.С. в д. Лоша Островецкого района во время совместного распития спиртных напитков с Галинским И.П. Данные лица длительное время злоупотребляли спиртными напитками, о чём было известно работникам Гудогайского сельского исполнительного комитета, которые, тем не менее, никаких мер по коррекции антиобщественного поведения и постановке их на учет врача-нарколога не принимали. Кроме этого, по показаниям местных жителей, в доме обвиняемого систематически собирались асоциальные лица для распития спиртных напитков. Однако участковый инспектор не обладал данной информацией и никаких мер профилактического характера в отношении указанных лиц не предпринимал.

В Гродненской области в сфере экономики за 8 месяцев 2016 года выявлено 570 (-36 или -5,9%) уголовно наказуемых деяний, в т.ч. 322 (-26 или -7,5%) относящихся к категориям тяжких и особо тяжких. (Всего по республике выявлено 4935 (+446 или + 9,9%) экономических преступлений, из них 2810 (+355 или +14,5%) относятся к категории тяжких и особо тяжких).

Справочно:

Задокументировано 171 преступление против интересов службы, из которых 82 - факты взяточничества. Выявлено 54 факта хищений путём присвоения либо растраты.

На 34,2% (с 73 до 98) увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с нарушениями правил о сделках с драгоценными металлами.

С 75 до 51 (-32,0%) сократилось количество зафиксированных фактов сбыта фальшивых денег, подозреваемые лица установлены по 9.

В условиях политической и террористической напряженности в мире белорусской милицией принимаются меры по недопущению незаконного оборота оружия и боеприпасов, предупреждению правонарушений, связанных с их применением. С 11 по 15 апреля текущего года на территории республики проведено оперативно-профилактическое специальное комплексное мероприятие «Арсенал», направленное на активизацию добровольной сдачи, а также изъятие у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, выявление и устранение нарушений порядка оборота оружия и боеприпасов.

Справочно:

В текущем году в республике зарегистрировано 410 незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. За 7 месяцев 2016 г. из оборота изъято 748 единиц незарегистрированного оружия, более 37,4 тыс. боеприпасов различного калибра, добровольно сдана 681 единица указанной категории оружия, более 51,9 тыс. боеприпасов. Кроме того, за различные нарушения           у          индивидуальных     владельцев            изъято          1685 единиц зарегистрированного оружия.

К административной ответственности за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием привлечены 398 граждан, за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет - 903, за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия - 29 человек.

Во взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими природоохранными организациями на постоянной основе проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, осуществляется выявление и изъятие оружия у браконьеров.

Одной из социальных проблем в последние годы в Республике Беларусь стала наркоторговля.

В Гродненской области в первом полугодии 2016 г. зарегистрировано 294 случая незаконного оборота наркотических средств, что на 33 меньше аналогичного периода прошлого года. Такая же тенденция прослеживается и в целом по Республике Беларусь.

           На законодательном уровне в феврале 2015 г. были ужесточены  меры ответственности за незаконный оборот наркотиков, понижен возраст, с которого наступает ответственность за такие действия (14 лет), что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.

          Вместе с тем, меры, принимаемые правоохранительными органами области по наркоконтролю в соответствии с законодательством, позволили остановить рост наркомании.

          В текущем году в области пресечена преступная деятельность шести Интернет-магазинов по торговле наркотическими  средствами и психотропными веществами.

В целях недопущения распространения наркомании в Беларуси и сохранения здоровья нации основные усилия подразделений наркоконтроля республики, области направлены на пресечение преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.

В результате предпринятых практических мер за первые 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено почти 3,4 тыс. наркопреступлений, из них более 1,5 тыс. связаны со сбытом. В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечено 27 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств и свыше 16 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 5 подпольных нарколабораторий, а также выявлено 13 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.

Справочно.

За нарушение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» в текущем году в отношении 49 лиц составлены административные протоколы. Из незаконного оборота изъято более 18 т семян мака, наложено штрафов на сумму свыше 850 млн. неденоминированных белорусских рублей, возбуждено 41 уголовное дело в связи с засоренностью семян мака маковой соломой.

В рамках реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» в текущем году составлено и вступило в законную силу  832 административных протокола, наложено штрафов на сумму почти 1 млрд. неденоминированных белорусских рублей.

Нарабатывается практика возбуждения уголовных дел за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь (январь-июнь 2016 г. - 28), а также за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (январь-июнь 2016 г. - 23).

Справочно:

В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения на территории Республики Беларусь «насвая», из незаконного оборота изъято свыше 1,3 т данного вещества, составлено 46 административных протоколов.

Проявляется положительная тенденция снижения количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Существенно уменьшилось количество наркопреступлений, совершенных ранее судимыми.

В Гродненской области  за 8 месяцев текущего года зарегистрировано 16 (-5) фактов передозировки наркотическими средствами, со стороны несовершеннолетних – 0  (-5). Летальных исходов не зафиксировано.

Справочно:

По состоянию на 01.07.2016 года по данным наркологической службы Гродненской области число лиц, состоящих на учете в связи с немедицинскими потреблением наркотических средств, в сравнении с 01.01.2016 уменьшилось - 1 187 (-59), причем несовершеннолетних - почти наполовину (37; -34).

            Выявлено 559 (+27 или +5,1%) преступлений по линии НиПТЛ, в том числе 219 относящихся к категории тяжких и особо тяжких. 391 уголовное дело возбуждено за незаконный оборот наркотиков, в том числе 183 - по фактам их сбыта.

            Установлены 307 лиц, совершивших преступления по линии наркоконтроля, в том числе 59 сбытчиков, 14 несовершеннолетних и 7 иностранцев.

Подразделениями по наркоконтролю республики продолжается активная работа по пресечению распространения психоактивных веществ с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Справочно:

Так, пресечена деятельность 40 интернет-магазинов, созданных для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ограничен доступ к 12 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, заблокировано свыше 300 кошельков электронных денег.

За 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь в сфере противодействия торговле людьми и иным связанным с ней деяниям выявлено 787 преступлений, из них 206 (26,2%) тяжких и особо тяжких.

Справочно.

Из общего количества выявленных преступлений 62 правонарушения связаны с трафикингом (незаконной продажей или перепродажей), в том числе 27 тяжких и особо тяжких (торговля людьми - 1; похищение человека в целях эксплуатации - 2; использование занятия проституцией - 40, из них 24 совершенных при отягчающих обстоятельствах, в том числе 14 - с вывозом потерпевших за рубеж; вовлечение в занятие проституцией - 19).

Среди вышеуказанных выявлено 27 преступлений, связанных с вывозом 39 человек за пределы государства в целях эксплуатации (жертв, планировавшихся к вывозу, - 16). Перекрыто 12 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации. Установлены 32 лица, подозреваемых в трафикинге, из них в отношении 24 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Установлены 416 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с порнографией и вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение (из них в отношении 15 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу). Ликвидирована одна порностудия, прекращена деятельность одного порносайта.

Многочисленные эксперты в сфере нелегальной миграции акцентируют внимание на последствиях для Европейского союза миграционного кризиса, обусловленного наплывом беженцев из государств Ближнего Востока и Африки, а также дальнейшими попытками транзитной незаконной миграции через территорию Беларуси выходцев из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Вьетнама и ряда других государств. Правоохранительными органами республики уже неоднократно задерживались граждане различных стран, имеющие реальный опыт боевых действий, незаконно прибывшие на территорию нашей республики с целью дальнейшего выезда в страны Евросоюза.

Миграционная обстановка в Республике Беларусь остается контролируемой и управляемой.

Справочно.

Анализ статистических данных органов Государственного пограничного комитета Республики Беларусь свидетельствует, что в прошлом году в нашу страну иностранцы въезжали около 4,5 млн. раз. В территориальных органах внутренних дел по частным и служебным делам прошли регистрацию свыше 650 тыс. иностранцев (из них в гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также субъектах агроэкотуризма проживали более 500 тыс. человек).

По состоянию на 1 января 2016 г. в Республике Беларусь находились 59,1 тыс. иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, и более 181,5 тыс. - на постоянное проживание.

Результаты деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, равно как и иных правоохранительных органов республики, позволяют говорить об эффективности их работы в отношении обеспечения безопасных условий для жизни граждан.

 

2.      С 1 января 2012 г. в нашей стране функционирует новая следственная структура - Следственный комитет Республики Беларусь, который представляет единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 февраля 2016 г. на расширенном заседании коллегии Следственного комитета, «решение о создании Следственного комитета было правильным и обоснованным. Улучшились показатели следственной работы. Но мы это делали не для показателей. Это было сделано ради людей». При этом Глава государства ориентировал следователей на то, что их задача - рассмотреть в установленный срок каждое заявление, при наличии состава преступления незамедлительно возбудить уголовное дело, а затем его расследовать, собирать доказательства и искать виновных. «И не надо следователям также ждать от оперативников какого-то готового уголовного дела, чтобы его красиво подписать, подшить или отправить прокурору, - сказал А.Г.Лукашенко. - Помните, что за вашей работой стоят простые люди, которые хотят, чтобы их права были защищены, а виновные наказаны!».

В июле 2016 г. на очередном заседании коллегии Следственного комитета главным стало обсуждение практики выяснения обстоятельств гибели граждан. В I полугодии 2016 г. отмечается снижение числа жертв убийств со 163 до 145 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Причем причины совершения в текущем году убийств, как и прежде, в значительной степени обусловлены длительным злоупотреблением алкоголем как преступниками, так и жертвами.

По словам Председателя Следственного комитета Носкевича И.Д.,  «одна из главных задач комитета - не только выяснить, почему произошла трагедия вчера, но и способствовать тому, чтобы она не повторилась завтра».

В республике, Гродненской области остается достаточно острой проблема производственного травматизма.

Справочно:

Так, в первом полугодии 2016 года в области погибло на производстве 9 человек, что на 3 человека больше, чем за аналогичный период прошлого года, тяжело травмировано 35 (+3). Несчастные случаи со смертельным исходом допущены на предприятиях г.Гродно (погибло 4 человека), Берестовицкого, Волковысского, Кореличского, Лидского, Ошмянского районов (по 1).

Наибольшее число тяжело травмированных работников отмечено  на предприятиях г.Гродно (16 человек), а также Островецкого (4), Мостовского (3), Ивьевского и Новогрудского районов (по 2).

Особую озабоченность вызывает состояние охраны труда, соблюдение производственной и трудовой дисциплины в сельскохозяйственной отрасли области, где количество несчастных случаев с тяжелым исходом существенно увеличилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (с 5 до 13).

Справочно:

Так, 25.02.2016 в сенажной яме на территории молочно-товарной фермы «Ендриховцы» механизатор КСУП «Племзавод Россь» Цесловский А.М., выполняя работы по измельчению соломы на кормоуборочном комбайне "JOHN DEERE 6850", двигаясь задним ходом за очередным тюком соломы, совершил наезд на обходившую транспортное средство полевода Севец Л.Ч., которая от полученных травм скончалась на месте происшествия. Цесловский А.М. привлечен к уголовной ответственности по части 1 статьи 144 УК.

В ряде случаев причинами гибели работников явилось не выполнение руководителями и специалистами своих должностных обязанностей в области охраны труда и техники безопасности, что стало основанием для возбуждения ряда уголовных дел.

Справочно:

Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по части 2 статьи 306 УК (нарушение правил охраны труда) по факту гибели в результате поражения электрическим током электромонтёра Зельвенского участка филиала «СМУ-4» ОАО «Белсельэлектросетьстрой» Каролевского А.Г., установлено, что должностными лицами предприятия не были обеспечены безопасные условия труда. Работы выполнялись без оформления наряда-допуска и в отсутствие ответственного должностного лица.

Напряженной остается ситуация в строительной отрасли Гродненской области, где за отмеченный период произошло 11 несчастных случаев, из них 2 - со смертельным исходом.

Не удалось в текущем году избежать групповых несчастных случаев со смертельным исходом.

Справочно:

Так, 06.06.2016 в нарушение порядка проведения огневых работ, без принятия мер по исключению разлета искр при использовании сварочного аппарата, в результате попадания искр раскаленного металла на складированные в цехе восстановления едкого натра ОАО «Гродно Азот» мешки с гидросиламинсульфатом, что повлекло неконтролируемую химическую реакцию с выделением азота и окиси серы, в результате чего, находившиеся на третьем этаже данного цеха рабочие РСУП «Азотремстрой» Степко В.И. и Рутковский В.И., скончались на месте происшествия, а аппаратчики цеха Алех В.А. и Самбук А.Г. госпитализированы.

Несчастные случаи происходят на производстве с работниками, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. В текущем году имели место 2 таких факта: в СПК «Порозовский» (животновод Каминский В.Г.) и в филиале «Поречанка» ОАО «Гродненский мясокомбинат» (полевод Лукина Е.Н.). Должностными лицами организаций ввиду недостаточного контроля факты нахождения в состоянии алкогольного опьянения подчиненных на рабочих местах своевременно выявлены не были. Оба работника получили травмы при обслуживании крупнорогатого скота.

Помимо вышеизложенного, следует отметить, что в 2016 году в Республике Беларусь участились случаи гибели детей в результате падения из окон. Имел место такой случай и в г.Гродно.

Справочно:

Так, 01.07.2016 около 19 часов из окна квартиры, расположенной на пятом этаже девятиэтажного дома № 41 по ул. Малыщинской, выпала малолетняя Дюрдь Александра, 17.05.2011 года рождения, которая от полученных травм скончалась на месте.

Указанная трагедия стала следствием излишней беспечности со стороны матери погибшей, оставившей ребенка без присмотра.

В целях профилактики гибели детей в результате падения из окон, необходимо рассмотреть вопрос об обязательном оборудовании всех окон в новостройках, а также дошкольных и учебных учреждениях, по месту жительства многодетных и социально неблагополучных семей, имеющих малолетних детей, запорными устройствами, блокираторами, исключающими для ребёнка возможность самостоятельного их открытия, в том силе за счёт производителей оконных систем и организаций, занимающиеся их установкой, обслуживанием и ремонтом.

 

3.      В Республике Беларусь функционирует независимая и эффективная судебная система.

В рамках укрепления законности и правопорядка судебные учреждения Беларуси на практике эффективно обеспечивают принцип верховенства права.

Отлаженный процесс правосудия в нашей стране отвечает требованиям времени, действенно защищает законные интересы граждан и соответствует международным стандартам.

По данным статистики Верховного Суда Республики Беларусь:

в 2015 году судами рассмотрено дел с вынесением приговора - 41 398; в I полугодии 2016 г. - 20 919;

в 2015 году число осужденных лиц - 43 420 (в том числе за преступления против собственности - 16 322, за преступления, связанные с наркотиками, - 3 929, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности - 2 510); в I полугодии 2016 г. число осужденных лиц - 22 028 (в том числе за преступления против собственности - 8 311, за преступления, связанные с наркотиками, - 1 847, за преступления против общественного порядка и общественной нравственности - 1 477).

 

4.      Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов возлагается на органы прокуратуры.

Ключевыми направлениями деятельности органов прокуратуры являются защита прав и законных интересов граждан, общественной безопасности и экономических устоев государства.

23 августа 2016 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заслушал расширенный доклад Генерального прокурора Республики Беларусь Конюка А.В. о состоянии криминогенной ситуации и работе органов прокуратуры в связи с недавно прошедшей реформой в правоохранительной системе.

Справочно:

В текущем году прокурорами рассмотрено более 25,5 тыс. обращений, из которых признаны обоснованными почти 5 тыс. Проведено более 4,5 тыс. проверок исполнения законодательства, внесено около 24 тыс. актов прокурорского надзора. По требованию прокуроров более 20 тыс. лиц привлечено к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, возмещен ущерб в размере более 376,4 млрд. неденоминированных рублей. Особое внимание уделено наиболее значимым сферам социально-общественных отношений - охране здоровья, соблюдению трудовых и жилищных прав.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита гарантированных Конституцией Республики Беларусь трудовых прав граждан на оплату труда.

            Во исполнение поручений Президента Республики Беларусь органами прокуратуры обеспечен постоянный надзор за соблюдением субъектами хозяйствования полноты и сроков выплаты заработной платы, сокращением внешней просроченной дебиторской задолженности и возвратом валютной выручки в страну.

Справочно.

В 2015 году - I полугодии 2016 г. прокурорами по фактам несвоевременной выплаты заработной платы внесено почти 3 тыс. актов надзора. По результатам их рассмотрения нанимателями погашена задолженность по зарплате на сумму более 700 млрд. неденоминированных рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1,8 тыс. должностных и юридических лиц.

Принимаемые органами прокуратуры меры способствовали повышению дисциплины расчетов с работниками.

Надзорная деятельность прокуроров направлена в первую очередь на снижение криминальной составляющей образования просроченной задолженности, привлечение к ответственности виновных лиц, а также на непосредственное содействие во взыскании просроченной задолженности.

Справочно.

Принятые прокурорами меры реагирования, в том числе посредством обращения в суды в интересах белорусских поставщиков, способствовали возврату в хозяйственный оборот более 48 млн. долл. США.

            Согласно данным Главного статистического управления Гродненской области по состоянию на 01.07.2016 среди отчитывающихся в органы статистики организаций и предприятий области  задолженность по заработной плате имелась у 38 субъектов на общую сумму 26 730,9 млн. рублей. В разрезе отраслей наибольшая задолженность по-прежнему наблюдается в организациях сельского хозяйства.

  Данные вопросы постоянно находятся поле зрения прокуратуры. По результатам рассмотрения обращений граждан по данным вопросам руководителям СПК и предприятий всех форм собственности прокурорами внесено 70 предписаний о немедленном устранении таких нарушений Трудового кодекса. По результатам их рассмотрения задолженность по зарплате была ликвидирована.

Справочно:

           Так, прокуратурой г.Гродно в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.19 КоАП, в отношении юридических лиц и нанимателей ООО "Белдрев" и ПК "СПМК-66", которые судом привлечены к ответственности в виде штрафа.

         Имели место факты представления руководителями субъектов хозяйствования в главное статистическое управление области недостоверных статистических данных об отсутствии задолженности по заработной плате.

         За искажение статистических данных о выплате зарплаты один из руководителей (директор ОАО «Институт «Гродногипрострой» М.) привлечен к уголовной ответственности и понес наказание.

             Прокурорами уделяется внимание вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, неукоснительного соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Реализуемый во взаимодействии с органами власти и другими заинтересованными комплекс мер позволил повысить уровень противопожарной защиты объектов, снизить количество нарушений и, как следствие, не допустить в текущем году в республике крупных пожаров и техногенных катастроф.

Справочно.

В 2016 году в Республике Беларусь по сравнению с прошлым годом количество пожаров снизилось на 16% (с 3199 до 2676), погибших людей от них - на 17% (с 294 до 243), в том числе несовершеннолетних - на 50% (с 8 до 4).

             Анализ динамики статистических данных свидетельствует о том, что в Гродненской области с 2003 года сформировалась устойчивая тенденция к снижению количества фактов гибели людей на пожарах.

Справочно:

           Так, в 2003 году в области было зарегистрировано 211 подобных происшествий, после чего число погибших в огне граждан ежегодно уменьшалось и по итогам 2015 года составило 70 человек. На протяжении января-июня 2016 г. в области зарегистрировано 25  таких фактов.

В Беларуси сохранена положительная динамика состояния правопорядка и безопасности на дорогах.

Справочно:

Подготовлено и внесено значительное количество изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, другие нормативные правовые акты: усилена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, внесены изменения в Правила дорожного движения, касающиеся установления требований об обязательном использовании при перевозке детей в возрасте до 12 лет специальных детских автокресел, использовании в зимнее время специальных шин, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях, увеличено количество часов практического вождения в автошколах.

Это способствовало значительному снижению количества правонарушений на дорогах. В I полугодии 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. снизилось количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), повлекших гибель или ранение людей (на 14%), число погибших (на 31%) и число раненых (на 12%).

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в I полугодии 2016 г. в республике произошло 136 ДТП (на 46% меньше, чем в I полугодии 2015 г.). За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения привлечено к административной ответственности 11,7 тыс. водителей (на 8% меньше, чем в I полугодии 2015 г.).

Положительный результат дает применение строгих мер уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, в том числе введенная Законом от 12 июля 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» специальная конфискация транспортных средств.

Справочно:

В 2015 году по сравнению с 2014 годом число осужденных за данное преступление снизилось почти на 24% (с 2212 лиц до 1684). В первой половине 2016 г. осуждено 614 таких лиц.

В текущем году по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 317-1 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» Уголовного кодекса Республики Беларусь, применена специальная конфискация в отношении около 500 легковых автомобилей, 25 мопедов (скутеров), 27 мотоциклов, 2 грузовых автомобилей, 11 тракторов, 7 единиц сельхозтехники, 12 иных транспортных средств.

Положительные изменения в первом полугодии 2016 г.  наблюдаются в сфере   обеспечения безопасности людей на дорогах Гродненской области.

Справочно:

            За 6 месяцев 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 года наряду с уменьшением общего количества зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (с 163 до 144 или 11,7%), на дорогах области отмечается также и снижение числа раненых (с 176 до 152 или 13,2%) и погибших (с 24 до 21 или 12,5%) в результате дорожно-транспортных происшествий.

В республике отмечена тенденция к умеренному росту количества выявленных коррупционных преступлений, что связано с активизацией деятельности правоохранительных органов. Здесь наибольшее количество занимают факты хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, получения и дачи взяток. Наиболее коррупционно рискованными остаются сферы распоряжения имуществом государственных организаций, в том числе бюджетными средствами при осуществлении закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов республиканской и  коммунальной форм собственности.

Справочно.

Правоохранительными органами республики в 2015 году установлено 724 лица, совершивших коррупционные преступления, в I полугодии 2016 г. - 310  лиц. Из них 25 лиц занимали ответственное положение.

Анализ причин коррупционных преступлений позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев их совершение стало возможным вследствие непринятия со стороны руководителей государственных органов и иных организаций должных мер по предупреждению коррупции, обеспечению контроля за работой подчиненных сотрудников, упущений при подборе кадров.

Справочно:

Условиями, способствующими совершению коррупционных преступлений, являются проявления бесхозяйственности, неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах.

В I полугодии 2016 г. проводился комплекс мероприятий, направленных на закрепление динамики снижения преступности и криминогенных рисков на предприятиях железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, обеспечение общественной безопасности, соблюдение трудовых и социальных прав граждан, принятие мер профилактического характера по предупреждению травматизма, возмещению вреда.

Справочно.

В результате принятых мер удалось достичь снижения уровня преступности в I полугодии 2016 г. на объектах транспорта с 462 до 438 преступлений, что на 5% меньше аналогичного периода прошлого года. С 95 до 51, или на 46%, уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Одним из важных направлений в работе органов прокуратуры является надзор за исполнением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Справочно.

В I полугодии 2016 г. в органы прокуратуры Республики Беларусь поступило более 37 тыс. обращений физических лиц, что на 9,6% больше, чем в I полугодии 2015 г., - около 34 тыс. Наибольший рост поступивших обращений отмечается в органах прокуратуры Гомельской, Брестской, Минской областей (соответственно 26,3%, 23,6%, 18,2%) и аппарате Генеральной прокуратуры (7,9%).

         В 2011 г. в стране впервые вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»,  а в 2015 г. принята его новая редакция.  Законом регламентированы права и обязанности заявителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, порядок и сроки рассмотрения таких  обращений, порядок организации личного приема граждан, обязанности и ответственность должностных лиц при рассмотрении обращений.

      Только за первое полугодие в органы прокуратуры Гродненской области обратились с заявлениями  свыше 1400 граждан и 759 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При этом 440 из них  были признаны обоснованными и удовлетворены, 115 удовлетворены частично.  В 740 случаях прокуроры среагировали на допущенные нарушения законности путем внесения протестов (50),  вынесения предписаний о немедленном устранении нарушений Законов  (43) и предъявления исков в суды и возмещении причиненного  материального ущерба незаконными действиями (399) По результатам 2 обращений возбуждены уголовные дела, которые после расследования направлены в суды.

          Стабильна карательная практика судов Гродненской области по уголовным делам. Строгие наказания в виде лишения свободы применяются лишь к лицам, представляющим определенную общественную опасность, а также совершающим повторные преступления, не желающим становиться на путь исправления. (30% от всех осужденных). Без какого-либо ограничения свободы наказания применены к 35% осужденным лицам.

         В принятом в новой редакции «Законе об основах деятельности по профилактике правонарушений» 04.01.2014 регламентированы функции государственных органов и общественных формирований по предупреждению правонарушений, устранению причин и условий их совершения.

 Справочно:

В Гродненской области особое внимание на местах комиссиями по профилактике правонарушений уделяется таким категориям  граждан, как нигде не работающие, злоупотребляющие спиртными напитками лицам, семейным скандалисты, уклоняющиеся от воспитания и содержания несовершеннолетним детей, склонные к насилию.

        Комиссии работают в тесном контакте с районными центрами занятости, наркологическими кабинетами, руководителями предприятий и организаций, СПК.

        Вопросы предупреждения преступлений и правонарушений периодически выносятся на рассмотрение районных исполнительных комитетов с принятием соответствующих решений. В необходимых случаях направляются заявления в суды о лишении родительских прав или направлении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом на принудительное лечение  в лечебно-трудовой профилакторий.

         В последние годы в Гродненской области динамика статистики по лишению родительских прав имеет нисходящий вектор. Если, примеру, в 2011 году судами области рассмотрено 517 заявлений о лишении родительских прав, то в 2015 г.- всего 411.

         25 граждан судами восстановлены в родительских правах с возвращением 27 детей в биологические семьи

    Основными направлениями работы государственных органов по обеспечению стабильности в экономической и социальной сфере государства на современном этапе также являются:

С 24.01.2016 г. вступил в силу Закон «О борьбе с коррупцией» в новой редакции, в соответствии с которым  помимо государственных органов, призванных выявлять коррупционные преступления, введен общественный контроль на предприятиях и в организациях с целью предупреждения коррупционных правонарушений. Предусмотрено изъятие имущества по судебному постановлению у должностных лиц в тех случаях, когда приобретенное ими имущество на 25% и более превышает доход, полученный из законных источников. Такие ограничения призваны стать дополнительным препятствием к получению нетрудовых доходов государственными служащими и должностными лицами.

        В текущем году правоохранительными органами Гродненской области проведен ряд мероприятий, направленных противодействие коррупции.

         За совершение преступлений с использованием служебного положения  к уголовной ответственности привлечено 36 лиц. Наибольшее количество коррупционных преступлений было выявлено в организациях агропромышленного комплекса, в строительных организациях, в учреждениях здравоохранения, в органах власти и государственного управления.

        Наибольшее число коррупционных преступлений в первом полугодии было выявлено в сфере отношений, связанных с выдачей документов, имеющих юридическое значение (медицинских справок, фитосанитарных удостоверений, протоколов испытаний и др.) - 49 фактов получения или дачи взяток - при пересечении Государственной границы (пограничный, таможенный контроль) - 8 преступлений.

      Хищения денежных средств путем оформления фиктивных документов (о процедурах закупок, учета рабочего времени и др.) были совершены в 12 случаях.

Значительный материальный ущерб от незаконных действий руководителей и иных должностных лиц несут сельскохозяйственные организации области.

Справочно:

                В частности, прокурором Слонимского района возбуждены уголовные дела в отношении председателя СПК "Василевичи" Я., который в результате дачи необоснованных указаний о выплате денежных средств по договору подряда свыше сумм, предусмотренных условиями договора, а также материальной помощи себе и специалистам хозяйства,  причинил ущерб  кооперативу в размере более 411 млн. рублей.

В результате незаконных указаний первого заместителя председателя СПК "Ворняны" Островецкого района Ф. о внесении приписок в отчеты по движению скота хозяйству причинен материальный ущерб в размере свыше 126,5 млн. рублей. По данному факту 30.06.2016 также возбуждено уголовное дело прокурором района.

Хищения имущества предприятий совершались должностными лицами СПК "Гранит-Агро" (Дятловский район), им.Черняховского (Кореличский район) и РСКУП "Волковысское».

Продолжают иметь место факты необоснованно использования должностными лицами в личных интересах труда подчиненных работников с внесением в табеля учета рабочего времени заведомо ложных сведений и необоснованными выплатами им заработной платы.

Справочно:

           Подобными действиями директора КУП "Слонимское ЖРЭО" С. организации причинен ущерб в размере 57 млн. рублей, мастера ОАО "Гродножилстрой" З. - 139,9 млн. рублей.

Ряд коррупционных преступлений выявлен в банковской сфере. Так, 29.04.2016 прокуратурой области в суд направлено уголовное дело в отношении начальника сектора кассовых операций ЦБУ ОАО "Белинвестбанка" г.Лиды П., которая путем дачи незаконных указаний специалистам по оказанию розничных банковских услуг о передаче ей наличных денежных средств и осуществлению безналичных переводов совершила хищение денежных средств с расчетного счета физического лица в сумме 3700 долларов США.

             Особое значение в надзорной деятельности органами прокуратуры придается вопросам рационального использования бюджетных средств при организации и проведении закупок товаров (работ, услуг), в том числе, при осуществлении модернизации объектов экономики с использованием инновационных и инвестиционных фондов. При этом  обращается внимание на обоснованность выбора победителей конкурсных процедур, соответствие требованиям законодательства оформляемых заказчиками конкурсных документов и другим вопросам.

Всего прокурорами области в связи с выявленными нарушениями законодательства о закупках руководителям субъектов хозяйствования внесено 45 актов прокурорского реагирования, инициировано привлечение к дисциплинарной ответственности 21 должностного лица, к административной - 3 человека.

Справочно:

           В частности, по требованию прокурора Волковысского района за нарушения законодательства при выборе подрядчика по объекту "Реконструкция акушерско-гинекологического корпуса Волковысской ЦРБ" к административной ответственности по ч.1 ст.21.17 КоАП Республики Беларусь привлечен председатель конкурсной комиссии КУП "УКС Волковысского района" Б., штрафные санкции применены и в отношении юридического лица.

Нарушения законодательства о закупках в 2016 году  также выявлялись в Зельвенском РУП ЖКХ, ОАО "Новогрудский завод металлических изделий", ДП "Слонимский моторемонтный завод", ГГТУП "Купалинка" и ряде других организаций.

Ущерб по оконченным расследованием уголовным делам  данной категории в первом полугодии составил 905 508 тыс. руб., из которых в ходе расследования возмещено свыше 280 млн. руб.

            Защита прав отечественных экспортеров.

В настоящее время органы прокуратуры области подключились к оказанию помощи предприятиям, в первую очередь государственной формы собственности, по взысканию дебиторской задолженности. Особенно это касается взысканию оплаты за продукцию, поставленную на территории других государств СНГ.

Поскольку в целом ряде случаев за задержкой оплаты просматриваются  коррупционные интересы некоторых должностных лиц, органы прокуратуры в тесном взаимодействии с коллегами из России, других стран, принимают меры по взысканию ущерба путем предъявления исков, внесения предупреждений руководителям, вплоть до возбуждения уголовных дел.

В целом по Республике Беларусь за 8 месяцев текущего года во взаимодействии с коллегами из Российской Федерации удалось вернуть свыше 40 млн. долларов выручки от поставленной продукции в регионы России.

Возмещение материального вреда, причиненного правонарушениями государству и предприятиям государственной формы собственности.

По результатам прокурорских проверок только за 6 месяцев текущего года  в сфере хозяйственной деятельности возмещен причиненный ущерб неправомерными действиями граждан и должностных лиц на сумму соответственно 826 и 94810 млн. руб. Прокурорами предъявлено в суды в интересах 109 исковых заявлений на сумму 1564 328 тыс. руб.. в интересах предприятий и организаций государственной формы собственности - 485 исков на сумму свыше 3.2 млрд. руб. и в интересах предприятий негосударственной формы собственности - 50 исковых заявлений на сумму 3 430 тыс. руб.

        Возмещение материального ущерба от неправомерных действий виновных лиц, будь то гражданам, государству или юридическим лицам - важный результат  работы правоохранительной системы по защите прав собственников, что является неотъемлемым признаком правового государства.

        Большой общественный резонанс в текущем году получила проблема загрязнения воздуха в г.Березовка Лидского района в связи с приемом в эксплуатацию с нарушениями цеха по производству стекловаты ОАО «Стеклозавод «Неман».

Справочно:

            В органы прокуратуры, природных ресурсов и охраны окружающей среды, гигиены и эпидемиологии со стороны жителей г.Березовка  поступают многочисленные жалобы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и наличие неприятного запаха в указанном населенном пункте.

Проверками по обращениям было установлено, что при вводе указанного объекта в эксплуатацию не учтены существенные отклонения от проектного решения, влияющие на экологическую обстановку как на предприятии, так и за его пределами.         При проведении строительно-монтажных работ система дожига фенола и формальдегида в нарушение проекта установлена не была.

Прокуратурой области 20.05.2016 в комиссию по чрезвычайным ситуациям облисполкома внесено представление, в котором предложено принять безотлагательные меры по снижению выбросов вредных загрязняющих веществ в воздух ОАО «Стеклозавод «Неман».

По инициативе прокуратуры  на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям при облисполкоме рассмотрен вопрос о  состоянии промышленной безопасности на важнейшем предприятии химической промышленности области - ОАО «Гродно Азот», где в результате воспламенения химического вещества во время производства работ в июне 2016 г. погибло 2-е рабочих.

По данному вопросу комиссией принято обязывающее руководителя предприятие решение по устранению условий нештатных ситуаций и аварий.

Всего же  по результатам проведенных проверок соблюдения правил по охране труда надзорными органами  в текущем году 4 руководителя освобождены от занимаемых должностей, к материальной ответственности привлечено 17 физических и 22 юридических лица на суммы соответственно 40 и 10 556 млн. рублей.

По требования прокуроров 176 виновных лих привлечены к дисциплинарной ответственности и 32 к административной.

Защита престарелых.

Государственными, надзорными органами Гродненской области уделяется постоянное внимание исполнению законодательства о гарантиях по социальной защите престарелых граждан, обеспечению их противопожарной безопасности, профилактике совершаемых преступлений по отношению данной категории населения.

 Согласно статистическим данным УВД в области на протяжении 2015 года жертвами преступных посягательств стали 432 престарелых лица.        В отношении 11 престарелых совершены особо тяжкие и в отношении 13-ти   тяжкие преступления.

Справочно:

Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что основными проблемами, требующими более пристального внимания со стороны субъектов профилактики, по-прежнему являются злоупотребление спиртными напитками самих потерпевших, проживающих с ними членов семьи, особенно ранее судимых, а также недостаточный уровень социальной защищенности одиноко проживающих престарелых граждан. Данная категория престарелых наиболее подвержена криминогенным рискам.

Профилактика террористических и экстремистских проявлений в молодежной среде.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь субъектами       противодействия       экстремизму       являются       органы государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, пограничной службы, таможни, государственного управления в сфере массовой информации, государственной охраны, Следственный комитет Республики Беларусь.

Справочно:

           Экстремизм (экстремистская деятельность) (Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 г. N203-3 «О противодействии экстремизму» в редакции от 20.04.2016)

деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

захват или удержание государственной власти неконституционным путем;

создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы (далее - экстремистские формирования);

создание незаконного вооруженного формирования;

осуществление террористической деятельности;

разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;

организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;

распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно на применение насилия либо угрозу насилием в отношении близких названных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей;

финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;

публичные призывы к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором -тринадцатом.

Наиболее распространенным проявлением экстремизма в нашей стране является распространение различного рода печатной продукции (стиккеров и листовок экстремистского содержания).

Справочно:

Информационная продукция, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность, признается таковой по решению суда на основании заявления государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, по месту нахождения организации, ее изготовившей и (или) распространяющей   (распространившей),   либо   по   месту  жительства   гражданина.

Копия вступившего в законную силу решения суда о признании информационной продукции экстремистскими материалами направляется в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации для включения такой информационной продукции в республиканский список экстремистских материалов, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Рост уровня террористической активности в Европе потребовал повышения мер безопасности, предпринимаемых для недопущения совершения террористических и экстремистских актов.

Путем распространения в общественных местах памяток, буклетов, доведения информации посредством громкой связи организовано информирование населения о соблюдении правил безопасного поведения в местах с массовым пребыванием граждан, необходимости проявления бдительности и информирования ОВД об обнаружении бесхозных подозрительных предметов или подозрительных лиц.

При проведении массовых мероприятий проводятся досмотровые мероприятия и обследование территории саперно-пиротехнической группой.

В настоящее время основные усилия органов внутренних дел Гродненской области направлены на проведение профилактической работы в молодежной среде среди членов группировок неонацистов и антифашистов, в том числе футбольных фанатов, а также представителей движения анархистов.

Носители вышеуказанных идеологий представляют наибольшую угрозу в современный период развития белорусского общества, поскольку помимо участия в различных несанкционированных политических акциях, данные лица склонны к совершению различного рода правонарушений и преступлений.

Основным молодежным неформальным течением на территории Гродненской области являются «фанатские» движения.

На сегодняшний день на территории Гродненской области имеется 5 футбольных  клубов   (далее  -  ФК),  которые  участвуют  в  Чемпионате Республики Беларусь ПО футболу (высшая лига - ФК «Неман» (Гродно); первая лига -ФК «Сморгонъ», ФК «Слоним», ФК «Лида, ФК «Ошмяны»).

Из существующей мировой практики все фанатские группировки подразделяются на две группы: красная (левые), придерживающиеся антифашисткой идеологии, и черная (правые), пропагандирующие идеи фашизма и национализма. Все фанатские группировки нашего региона относятся к черной группе.

В текущем году при проведении футбольных матчей зарегистрировано пять происшествий, связанных с футбольными фанатами: четыре из них на территории Гродненской области, одно - с болельщиками ФК «Неман» (Гродно) при проведении выездной игры за пределами региона. Происшествия связаны как правило с потасовками между фанатскими группировками.

Широкий резонанс, в том числе в средствах массовой информации (видеосюжет   демонстрировался   в   передаче   «Зона  X»),   получил   факт   избиения школьников, совершенный активными участниками фанатского движения ФК «Лида». По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам ч.2 ст.339 УПК (особо злостное хулиганство), в рамках расследования которого   были   выявлены  также   факты   вымогательства,   совершенные этими же лицами (приговор по данному уголовному делу еще не вынесен).

Справочно: 12 марта т.г. около 18:00 часов вблизи общежития по ул. Грюнвальдской 3 в г.Лида группой лиц были избиты три школьника 15-16 лет. Закончен   судебный   процесс    (приговор   не   вступил   законную   силу).    В отношении одного из лидеров группировки «Антифа» Я., который совершил грабеж, хулиганство, а также с использованием ножа угрожал убийством двум жителям г.Гродно.

Всего в текущем году по линии борьбы с экстремизмом выявлено 23 преступления, к уголовной ответственности привлекаются 16 лиц, относящихся к категории активных участников либо лидеров экстремистских формирований.

Для предупреждения подобных правонарушений и преступлений проводится активная профилактическая работа.

29 февраля текущего года в конференц-зале ГУ ЦСК «Неман» прошла рабочая встреча с участием руководства областной футбольной федерации, стадиона, футбольных клубов области, представителей органов внутренних дел и фанатских группировок, в ходе которой рассмотрены вопросы взаимодействия при обеспечении охраны общественного порядка во время проведения футбольных матчей.

В настоящее время оперативная обстановка в неформальной молодежной среде области характеризуется отсутствием грубых массовых нарушений общественного порядка, фактов националистических, анархистских, расистских и иных деструктивных проявлений экстремистского характера.

 

Информационно-аналитический                       Генеральная прокуратура

Центр при Администрации                                 Республики Беларусь

Президента Республики Беларусь

            Министерства внутренних дел

            Республики Беларусь

 

Главное управление идеологической              Прокуратура Гродненской области

работы, культуры и по делам молодежи

Гродненского облисполкома                           Управление внутренних дел

                                                                             Гродненского облисполкома

 

Управление следственного Комитета             Управление Комитета Государственной       

по Гродненской области                                   безопасности по Гродненской области

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.